Как наладить контакт с ребенком
часть 2
По материалам книги Ю.Б. Гиппенрейтер
«Чудеса активного слушания»
Продолжаем разговор об эффективных техниках
активного слушания. Вот дополнительные правила.
Первое правило. Когда вы
общаетесь с ребенком, важно быть максимально включенным в этот процесс, это
значит находиться рядом с ним, быть с ним на одном уровне и - смотреть друг другу в глаза. Ваше положение по
отношению к нему, поза – первые и самые сильные невербальные сигналы, транслирующие
ребенку насколько вы готовы его слушать и услышать.
Второе правило. Если вы
беседуете с расстроенным и огорченным ребенком, постарайтесь не задавать ему
вопросы. Желательно, чтобы ваши ответы
звучали в утвердительной форме. Например, на реплику ребенка «Не буду больше
играть с ним!», не задавайте вопросы «А что случилось? Ты на него обиделся?»,
просто скажите: «Ты на него обиделся». Эта фраза сразу показывает, что родитель
настроился на «эмоциональную волну» ребенка, что он слышит и принимает его
огорчение. А вот фраза, оформленная как вопрос, не отражает сочувствия. Часто
на вопрос «Что случилось?» огорченный ребенок отвечает «Ничего!». Если вы говорите
о его состоянии, выражая свое сочувствие, ему легче начать рассказывать о случившемся.
Третье правило. «Держите паузу»,
после каждой реплики важно остановиться, помните, что это время принадлежит
ребенку, пауза помогает ему разобраться в своих переживаниях и одновременно почувствовать,
что вы рядом.
Четвертое правило. Вам иногда
полезно повторить, как вы поняли, что случилось с ребенком, а потом обозначить
чувство ребенка. Например, на реплику ребенка «Не буду больше играть с ним!»,
вы можете сказать «Не хочешь больше с ним играть» (повторение услышанного) и после
этого «Ты на него обиделся» (обозначение чувства).
Комментарии
Отправить комментарий