К основному контенту

Формируем личное пространство и личные границы


Формируем личное пространство и личные границы

Уже в возрасте одного года ребенок начинает осознавать, что есть его тело, есть он сам, а все остальное вокруг это внешнее пространство. Его желания могут не соответствовать желаниям  родителей. Он может не хотеть, в нужный для мамы момент сидеть на ручках, умываться, есть кашу. И здесь приходится считаться с его физическими границами, его желаниями.
Подрастая, малыш начинает обнаруживать, что есть его игрушки и есть чужие. Он усваивает правила, что своими игрушками он может распоряжаться сам, а вот чужими нет. И пытается защищать свои личные границы и свою собственность. Малыши не хотят   делиться с другими детьми  машинками, куклами, а родители настаивают, говоря им: «Ведь ты же не жадный…». А как важно, чтобы ребенок мог сам решать, как распорядиться своей собственностью.
У малыша появляется личная территория, личное пространство:   собственная кроватка, либо какое-то определенное место в комнате, например для игр и игрушек. А уж, если есть собственная комната, это вообще здорово.   Теперь родителям необходимо спрашивать разрешения к нему войти. Но и ребенок тогда учится не врываться в любое время дня и ночи в вашу спальню.
Некоторые примеры нарушения границ
Ребенок говорит, что устал, а вы убеждаете, что нет, ведь вы же не устали, тогда отчего он устал?
Ребенок не хочет есть, а вы заставляете: «За маму, за папу»…
Ребенок не хочет, чтобы его целовали, обнимали  в данный момент, а вы настаиваете.
Бывает, что вы игнорируете  особенности темперамента, а это чревато тем, что чувствуя себя каким-то не таким, плохим  ребенок в дальнейшем будет пытаться себя изменить.
А игнорирование собственных ритмов, к примеру, нуждаемость в чередовании работы и отдыха,  может привести к тому, что взрослея, ребенок не сможет замечать потребности в расслаблении, при этом он будет испытывать вину.
Итак, важно взрослым формировать личный опыт уважения к границам ребенка.  Тогда дети смогут, видя пример своих родителей, сумеют организовать для себя подходящее пространство интересов, научатся опираться на свои границы личного пространства и человеческого права.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

    «Я ТЕБЯ ПОНИМАЮ» -   ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ Любовь и понимание, интерес и внимание к потребностям ребенка, на этом строятся доверительные отношения между детьми и родителями. Предлагаем несколько игр для создания атмосферы принятия и понимания, развития навыков общения, активного слушания.         Игра «Правил нет» Родитель и ребёнок садятся рядом. Важно, чтоб родитель и ребёнок с помощью выражения: «Я думаю, что ты не любишь…, а я думаю, что ты не любишь..», говорили открыто   выражая свои чувства.       Игра «Правил нет» Родитель и ребёнок с помощью выражения: «Я люблю, когда ты…». Важно опереться на положительные характеристики, затронуть все сферы жизни - отношения, пристрастия в еде, увлечениях, черты характера.       Игра «Правил нет» «Я злюсь и раздражаюсь, когда ты…»       Игра «Комплименты» Участники по очереди говорят друг другу добрые, ласковые слова . В конце - «Спасибо, мне очень приятно».       Игра «Счастливый ребенок» Родите
                                            Использование арт-терапевтических методов и ее   элементов в инновационной деятельности в         детском саду № 202      Применение арт-терапевтических методов в процессе оказания психологической помощи детям имеет важное место в работе педагога-психолога, работающего в дошкольной образовательной организации. Дошкольники не всегда могут выразить словами свои эмоции, эмоциональные состояния. Как быть в этом случае? Можно выплеснуть их на лист бумаги, можно их вылепить из глины или пластилина, можно их спеть, станцевать и еще можно сделать много разных прекрасных вещей. Изобразительная деятельность в данном контексте является мощным терапевтическим фактором, способствующим и снятию эмоционального напряжения и отреагированию сложных переживаний и построению с ребенком коммуникации.  Такой важный инструмент коммуникации позволяет развивать взаимодействие со значимыми взрослыми и сверстниками, удовлетворяя потребности детей в общени