К основному контенту


                                         
 Использование арт-терапевтических методов и ее  элементов в инновационной деятельности в 
       детском саду № 202     


Применение арт-терапевтических методов в процессе оказания психологической помощи детям имеет важное место в работе педагога-психолога, работающего в дошкольной образовательной организации. Дошкольники не всегда могут выразить словами свои эмоции, эмоциональные состояния. Как быть в этом случае? Можно выплеснуть их на лист бумаги, можно их вылепить из глины или пластилина, можно их спеть, станцевать и еще можно сделать много разных прекрасных вещей. Изобразительная деятельность в данном контексте является мощным терапевтическим фактором, способствующим и снятию эмоционального напряжения и отреагированию сложных переживаний и построению с ребенком коммуникации.  Такой важный инструмент коммуникации позволяет развивать взаимодействие со значимыми взрослыми и сверстниками, удовлетворяя потребности детей в общении.
Термин арт-терапия образован от английских слов art – "искусство, мастерство" и therapy – "лечение, терапия" и дословно понимается как терапия искусством. Цель арт-терапии в первую очередь состоит в том, чтобы помочь людям научиться выражать свои эмоции, а те работы, которые они создают в процессе, имеют лишь вспомогательное значение и используются для понимания переживаний, результатом которых они стали.
Арт-терапевтические методы обладают здоровьесберегающим потенциалом применительно к системе образования и успешно используются в инновационной деятельности нашей дошкольной образовательной организации. Одним из приоритетных направлений в воспитании детей дошкольного возраста, признанном на государственном уровне и обозначенном в Федеральном государственном образовательном стандарте является  «создание образовательной среды, которая гарантирует    охрану  и укрепление физического и психического здоровья воспитанников; обеспечивает  эмоциональное и морально-нравственное благополучие» (Проект  федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Министерство образования и науки  Российской Федерации от 14.06.2013).  В связи с актуальностью проблемы в детском саду реализуется проект «Психолого-педагогическая модель развития эмоциональной сферы дошкольников 5-7 лет в условиях МБДОУ МО г/ Краснодар «Детский сад  комбинированного вида № 202».
Использование методов арт-терапии является одним из факторов сохранения психического здоровья детей и педагогов. По мнению А.И. Копытина и Е.Е. Свистовской, «внедрение арт-терапии в различных образовательных учреждениях позволяет решать задачи предупреждения и коррекции поведенческих и эмоциональных расстройств у детей и подростков, развития у них комплекса психологических навыков, необходимых для успешной психосоциальной адаптации, проводить работу с семьями учащихся, а также педагогами в целях профилактики синдрома эмоционального выгорания.»  (Копытин А.И., Свистовская Е. Е., 2010, с. 31).
Арт-терпевтические методы и ее элементы в детском саду используются в следующих направлениях: профилактическом, развивающем и психокоррекционном. В дошкольной образовательной организации существует системный подход, который предполагает взаимодействие специалистов, реализующих проект со всеми субъектами воспитательно-образовательного пространства: детьми, их родителями и педагогами.
С детьми педагогом-психологом используется арт-терапевтический метод работы с рисунком «Мандала», позволяющий не только актуализировать чувства, отыграть любые психотравмирующие ситуации, но и найти личностный ресурс ребенка, снять эмоциональное напряжение. Работа проходит как в индивидуальном, так и в групповом формате. Это творческий процесс, в котором дети сами выбирают материалы, необходимые для рисования и «волшебный круг» из набора мандал. Раскрашивание мандалы под соответствующую музыку является способом расслабления и релаксации. Однообразные действия руки успокаивают и требуют концентрации внимания, тем самым снимают внутреннее напряжение. Большой популярностью среди детей пользуется создание мандал из различных материалов: из зерен и семечек, из цветного песка, камешков, бусин, ракушек.
Педагог по хореографии в своей работе использует элементы танцевально-двигательной терапии, включая в занятия спонтанные танцевальные движения. Спонтанные движения и жесты становятся для детей средством выражения чувств, которые нелегко выразить вербальным путем. Движения в танце способствует повышению самооценки, развивают у детей положительный образ «Я», помогают освободить сдерживаемые чувства, эмоции, снять напряжение. Здесь ребёнок может проигрывать те образцы поведения, которые не реализовывает в обычной жизни в силу личностных особенностей: быть смелым, ловким, храбрым, общительным и т. д.
На занятиях с использованием элементов вокалотерапии наши дошкольники учатся выражать свое состояние голосом. Работа над техникой грамотного звукоизвлечения является эффективным методом коррекции как психического, так и физического состояния. Свойства голоса выражать чувства и эмоции наилучшим образом проявляются в искусстве пения. Коллективная вокальная деятельность наполняет детей положительными эмоциями.
В дошкольной образовательной организации проводится работа в детско-родительских группах. На каждой встрече используются такие арт-терапевтические техники как: тематические рисунки, коллажи, работа с маской. Такая форма дает возможность и детям и родителям получать новый опыт взаимодействия не только с помощью слов, но и посредством изобразительных образов, позволяет актуализировать и проявлять скрытые потребности и чувства. Дети и родители находятся в равной позиции, они – партнеры, создающие нечто новое и в сфере художественного творчества и в сфере отношений.
Важной стороной в деятельности педагога-психолога в области психического здоровья - сохранение здоровья педагогов, в том числе профилактика и коррекция синдрома эмоционального выгорания. С этой целью в детском саду используются арт-терапевтические техники, направленные на снятие эмоционального напряжения: рисование мандалы, музыкотерапия.  Музыкотерапия как один из методов, основанных на целительном воздействии музыки на психологическое состояние людей,   проводится в форме группового прослушивания произведений инструментальной, фортепианной классической музыки курсами. Это произведения для разрядки, расслабления, медитации и произведения, несущие заряд бодрости.
Полученный нами опыт позволяет сделать заключение, что использование арт-терапевтических методов и ее элементов эффективены в работе с детьми дошкольного возраста. Техники арт-терапии очень гармонично вписываются в повседневный уклад жизни ребенка в детском саду, они просты и понятны детям, часто целиком или пошагово знакомы им. Работа с применением арт-терапевтических методов и ее элементов сопровождается широким наполнением эмоционального компонента, что гарантирует интерес ребенка к деятельности.


                                     Наталия Леонидовна Левченко, педагог-психолог,
МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад комбинированного вида № 202»

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

    «Я ТЕБЯ ПОНИМАЮ» -   ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ Любовь и понимание, интерес и внимание к потребностям ребенка, на этом строятся доверительные отношения между детьми и родителями. Предлагаем несколько игр для создания атмосферы принятия и понимания, развития навыков общения, активного слушания.         Игра «Правил нет» Родитель и ребёнок садятся рядом. Важно, чтоб родитель и ребёнок с помощью выражения: «Я думаю, что ты не любишь…, а я думаю, что ты не любишь..», говорили открыто   выражая свои чувства.       Игра «Правил нет» Родитель и ребёнок с помощью выражения: «Я люблю, когда ты…». Важно опереться на положительные характеристики, затронуть все сферы жизни - отношения, пристрастия в еде, увлечениях, черты характера.       Игра «Правил нет» «Я злюсь и раздражаюсь, когда ты…»       Игра «Комплименты» Участники по очереди говорят друг другу добрые, ласковые слова . В конце - «Спасибо, мне очень приятно».       Игра «Счастливый ребенок» Родите