Использование арт-терапевтических методов
и ее элементов в инновационной деятельности в
детском саду № 202
Применение арт-терапевтических
методов в процессе оказания психологической помощи детям имеет важное место в
работе педагога-психолога, работающего в дошкольной образовательной
организации. Дошкольники не всегда могут выразить словами свои эмоции,
эмоциональные состояния. Как быть в этом случае? Можно выплеснуть
их на лист бумаги, можно их вылепить из глины или пластилина, можно их спеть,
станцевать и еще можно сделать много разных прекрасных вещей. Изобразительная
деятельность в данном контексте является мощным терапевтическим фактором,
способствующим и снятию эмоционального напряжения и отреагированию сложных
переживаний и построению с ребенком коммуникации. Такой важный инструмент коммуникации
позволяет развивать взаимодействие со значимыми взрослыми и сверстниками,
удовлетворяя потребности детей в общении.
Термин
арт-терапия образован от английских слов art – "искусство, мастерство" и therapy – "лечение, терапия" и
дословно понимается как терапия искусством. Цель арт-терапии в первую очередь состоит в том, чтобы помочь
людям научиться выражать свои эмоции, а те работы, которые они создают в
процессе, имеют лишь вспомогательное значение и используются для понимания
переживаний, результатом которых они стали.
Арт-терапевтические
методы обладают здоровьесберегающим потенциалом применительно к системе
образования и успешно используются в инновационной деятельности нашей
дошкольной образовательной организации. Одним из приоритетных направлений в воспитании детей
дошкольного возраста, признанном на государственном уровне и обозначенном в
Федеральном государственном образовательном стандарте является «создание образовательной среды, которая
гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья
воспитанников; обеспечивает
эмоциональное и морально-нравственное благополучие» (Проект федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования. Министерство образования и
науки Российской Федерации от 14.06.2013). В связи с актуальностью проблемы в детском
саду реализуется проект «Психолого-педагогическая
модель развития эмоциональной сферы дошкольников 5-7 лет в условиях МБДОУ МО г/
Краснодар «Детский сад комбинированного
вида № 202».
Использование методов
арт-терапии является одним из факторов сохранения психического здоровья детей и
педагогов. По мнению А.И. Копытина и Е.Е. Свистовской,
«внедрение арт-терапии в различных образовательных учреждениях позволяет решать
задачи предупреждения и коррекции поведенческих и эмоциональных расстройств у
детей и подростков, развития у них комплекса психологических навыков,
необходимых для успешной психосоциальной адаптации, проводить работу с семьями
учащихся, а также педагогами в целях профилактики синдрома эмоционального
выгорания.» (Копытин А.И., Свистовская
Е. Е., 2010, с. 31).
Арт-терпевтические методы
и ее элементы в детском саду используются в следующих направлениях:
профилактическом, развивающем и психокоррекционном. В дошкольной
образовательной организации существует системный подход, который предполагает
взаимодействие специалистов, реализующих проект со всеми субъектами воспитательно-образовательного
пространства: детьми, их родителями и педагогами.
С детьми педагогом-психологом используется арт-терапевтический
метод работы с рисунком «Мандала», позволяющий не только актуализировать
чувства, отыграть любые психотравмирующие ситуации, но и найти личностный
ресурс ребенка, снять эмоциональное напряжение. Работа проходит как в
индивидуальном, так и в групповом формате. Это творческий процесс, в котором
дети сами выбирают материалы, необходимые для рисования и «волшебный круг» из
набора мандал. Раскрашивание мандалы под соответствующую музыку является
способом расслабления и релаксации. Однообразные действия руки успокаивают и
требуют концентрации внимания, тем самым снимают внутреннее напряжение. Большой
популярностью среди детей пользуется создание мандал из различных материалов:
из зерен и семечек, из цветного песка, камешков, бусин, ракушек.
Педагог по хореографии в своей работе использует
элементы танцевально-двигательной терапии, включая в занятия спонтанные
танцевальные движения. Спонтанные движения и жесты становятся для детей
средством выражения чувств, которые нелегко выразить вербальным путем. Движения
в танце способствует повышению самооценки, развивают у детей положительный
образ «Я», помогают освободить сдерживаемые чувства, эмоции, снять напряжение.
Здесь ребёнок может проигрывать те образцы поведения,
которые не реализовывает в обычной жизни в силу личностных особенностей: быть
смелым, ловким, храбрым, общительным и т. д.
На занятиях с использованием элементов
вокалотерапии наши дошкольники учатся выражать
свое состояние голосом. Работа над техникой грамотного звукоизвлечения является
эффективным методом коррекции как психического, так и физического состояния. Свойства голоса выражать чувства и эмоции наилучшим образом
проявляются в искусстве пения. Коллективная вокальная деятельность наполняет
детей положительными эмоциями.
В дошкольной образовательной организации проводится
работа в детско-родительских группах. На каждой встрече используются такие арт-терапевтические
техники как: тематические рисунки, коллажи, работа с маской. Такая форма дает
возможность и детям и родителям получать новый опыт взаимодействия не только с
помощью слов, но и посредством изобразительных образов, позволяет
актуализировать и проявлять скрытые потребности и чувства. Дети и родители
находятся в равной позиции, они – партнеры, создающие нечто новое и в сфере
художественного творчества и в сфере отношений.
Важной стороной в деятельности педагога-психолога в
области психического здоровья - сохранение здоровья педагогов, в том числе
профилактика и коррекция синдрома эмоционального выгорания. С этой целью в
детском саду используются арт-терапевтические техники, направленные на снятие
эмоционального напряжения: рисование мандалы, музыкотерапия. Музыкотерапия как один из методов, основанных
на целительном воздействии музыки на психологическое состояние людей, проводится в форме группового прослушивания
произведений инструментальной, фортепианной классической музыки курсами. Это
произведения для разрядки, расслабления, медитации и произведения, несущие
заряд бодрости.
Полученный
нами опыт позволяет сделать заключение, что использование
арт-терапевтических методов и ее элементов эффективены в работе с детьми
дошкольного возраста. Техники арт-терапии очень гармонично вписываются в
повседневный уклад жизни ребенка в детском саду, они просты и понятны детям,
часто целиком или пошагово знакомы им. Работа с применением арт-терапевтических
методов и ее элементов сопровождается широким наполнением эмоционального
компонента, что гарантирует интерес ребенка к деятельности.
Наталия
Леонидовна Левченко, педагог-психолог,
МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад комбинированного вида № 202»
Комментарии
Отправить комментарий