К основному контенту

Сильные эмоции ребенка – как с этим быть
Когда ребенок ведет себя очень эмоционально, у многих родителей это вызывает большие сложности. С одной стороны, они не могут понять, почему себя ребенок так ведет и что им делать. С другой стороны, они могут испытывать чувства стыда и вины за поведение своего ребенка перед другими людьми.
 Если мы хотим на что-то влиять, первым делом нужно постараться понять причины происходящего. Поэтому, когда вы сталкиваетесь с сильными эмоциями ребенка, не спешите реагировать, а задайтесь вопросом: «Почему?». Хороший, кстати, вопрос, который, если успеете себе задать и попробовать ответить до того, как неосознанно среагировали, уже сам по себе является первым шагом к разрешению ситуации.
 Детям, особенно раннего возраста, иногда свойственны эмоциональные вспышки, во время которых они падают на пол, бьют по полу руками и ногами, кричат, колотят окружающих. Причины такого поведения самые различные: это может быть реакция на запрет взрослых (нельзя брать какую-нибудь вещь, нельзя играть в луже); реакция на отказ купить игрушку или шоколадку; желание обратить на себя внимание; сигнал взрослых о своем плохом самочувствии и др. В любом случае, когда вы начинаете анализировать и стремитесь понять причину, вы уже на правильном пути, вы уже улучшаете ситуацию.
 Кроме понимания причин, полезными могут быть следующие рекомендации, предложенные Генри Паренс [1]. Если ребенок начинает бурно реагировать в ответ на отказ или запрет взрослого, родители не должны тут же отменять свое решение, лучше твердо сказать «нет» (конечно, в том случае, если запрет действительно является необходимым). Автор не рекомендует в момент ярости поднимать ребенка с пола и насильно брать его на руки. Но если ребенок сам просится на руки, следует выполнить его просьбу. Но любые нравоучения в этот момент будут преждевременными.
 Нежелательно во время истерики оставлять ребенка одного. Это может быть небезопасно. Однако, если сам взрослый находится в состоянии крайнего эмоционального возбуждения и не может контролировать свои действия, лучше все же отойти от ребенка.
 Очень часто родители в состоянии гнева либо кричат на ребенка, либо шлепают его (порой не соизмеряя силу удара). Впоследствии же они испытывают чувство вины и раскаяния. В момент наибольшей интенсивности приступа ребенок может не слышать уговоров взрослых, но когда эмоциональный накал снизится, можно попробовать отвлечь его, переключив внимание на какое-либо действие или предмет.
 Отдельно следует сказать о ситуации, когда родители стесняются поведения своих детей. Чаще всего чувство стыда возникает не тогда, когда кому-то причинен непосредственный ущерб, а под влиянием стереотипа «Что люди подумают?». Если вы хотите счастливой жизни и себе, и своему ребенку, умейте освобождаться от этого чувства.
 Итак, если ребенок очень эмоционально реагирует:
 • не приучайте ребенка манипулировать вами, под его эмоциональным влиянием отменяя обоснованные запреты или ограничения;
 • не берите ребенка насильно на руки;
 • не старайтесь поднять ребенка с пола;
 • не оставляйте ребенка одного;
 • следите за своим эмоциональным состоянием, переключите внимание ребенка;
 • не формируйте у себя чувства вины за поведение своего ребенка.

Литература
1.           Генри Паренс; Перевод с англ. Л. Г. Герциг, А. В. Решетникова. Выходные данные. М. : Изд. дом "Форум" : ИНФРА-М, 1997.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

    «Я ТЕБЯ ПОНИМАЮ» -   ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ Любовь и понимание, интерес и внимание к потребностям ребенка, на этом строятся доверительные отношения между детьми и родителями. Предлагаем несколько игр для создания атмосферы принятия и понимания, развития навыков общения, активного слушания.         Игра «Правил нет» Родитель и ребёнок садятся рядом. Важно, чтоб родитель и ребёнок с помощью выражения: «Я думаю, что ты не любишь…, а я думаю, что ты не любишь..», говорили открыто   выражая свои чувства.       Игра «Правил нет» Родитель и ребёнок с помощью выражения: «Я люблю, когда ты…». Важно опереться на положительные характеристики, затронуть все сферы жизни - отношения, пристрастия в еде, увлечениях, черты характера.       Игра «Правил нет» «Я злюсь и раздражаюсь, когда ты…»       Игра «Комплименты» Участники по очереди говорят друг другу добрые, ласковые слова . В конце - «Спасибо, мне очень приятно».       Игра «Счастливый ребенок» Родите
                                            Использование арт-терапевтических методов и ее   элементов в инновационной деятельности в         детском саду № 202      Применение арт-терапевтических методов в процессе оказания психологической помощи детям имеет важное место в работе педагога-психолога, работающего в дошкольной образовательной организации. Дошкольники не всегда могут выразить словами свои эмоции, эмоциональные состояния. Как быть в этом случае? Можно выплеснуть их на лист бумаги, можно их вылепить из глины или пластилина, можно их спеть, станцевать и еще можно сделать много разных прекрасных вещей. Изобразительная деятельность в данном контексте является мощным терапевтическим фактором, способствующим и снятию эмоционального напряжения и отреагированию сложных переживаний и построению с ребенком коммуникации.  Такой важный инструмент коммуникации позволяет развивать взаимодействие со значимыми взрослыми и сверстниками, удовлетворяя потребности детей в общени