Сильные
эмоции ребенка – как с этим быть
Когда
ребенок ведет себя очень эмоционально, у многих родителей это вызывает большие
сложности. С одной стороны, они не могут понять, почему себя ребенок так ведет
и что им делать. С другой стороны, они могут испытывать чувства стыда и вины за
поведение своего ребенка перед другими людьми.
Если мы хотим на что-то влиять, первым делом
нужно постараться понять причины происходящего. Поэтому, когда вы сталкиваетесь
с сильными эмоциями ребенка, не спешите реагировать, а задайтесь вопросом:
«Почему?». Хороший, кстати, вопрос, который, если успеете себе задать и
попробовать ответить до того, как неосознанно среагировали, уже сам по себе
является первым шагом к разрешению ситуации.
Детям, особенно раннего возраста, иногда
свойственны эмоциональные вспышки, во время которых они падают на пол, бьют по
полу руками и ногами, кричат, колотят окружающих. Причины такого поведения
самые различные: это может быть реакция на запрет взрослых (нельзя брать
какую-нибудь вещь, нельзя играть в луже); реакция на отказ купить игрушку или
шоколадку; желание обратить на себя внимание; сигнал взрослых о своем плохом
самочувствии и др. В любом случае, когда вы начинаете анализировать и
стремитесь понять причину, вы уже на правильном пути, вы уже улучшаете
ситуацию.
Кроме понимания причин, полезными могут быть
следующие рекомендации, предложенные Генри Паренс [1]. Если ребенок начинает
бурно реагировать в ответ на отказ или запрет взрослого, родители не должны тут
же отменять свое решение, лучше твердо сказать «нет» (конечно, в том случае,
если запрет действительно является необходимым). Автор не рекомендует в момент
ярости поднимать ребенка с пола и насильно брать его на руки. Но если ребенок
сам просится на руки, следует выполнить его просьбу. Но любые нравоучения в
этот момент будут преждевременными.
Нежелательно во время истерики оставлять
ребенка одного. Это может быть небезопасно. Однако, если сам взрослый находится
в состоянии крайнего эмоционального возбуждения и не может контролировать свои
действия, лучше все же отойти от ребенка.
Очень часто родители в состоянии гнева либо
кричат на ребенка, либо шлепают его (порой не соизмеряя силу удара).
Впоследствии же они испытывают чувство вины и раскаяния. В момент наибольшей
интенсивности приступа ребенок может не слышать уговоров взрослых, но когда
эмоциональный накал снизится, можно попробовать отвлечь его, переключив
внимание на какое-либо действие или предмет.
Отдельно следует сказать о ситуации, когда
родители стесняются поведения своих детей. Чаще всего чувство стыда возникает
не тогда, когда кому-то причинен непосредственный ущерб, а под влиянием
стереотипа «Что люди подумают?». Если вы хотите счастливой жизни и себе, и
своему ребенку, умейте освобождаться от этого чувства.
Итак, если ребенок очень эмоционально
реагирует:
• не приучайте ребенка манипулировать вами,
под его эмоциональным влиянием отменяя обоснованные запреты или ограничения;
• не берите ребенка насильно на руки;
• не старайтесь поднять ребенка с пола;
• не оставляйте ребенка одного;
• следите за своим эмоциональным состоянием,
переключите внимание ребенка;
• не формируйте у себя чувства вины за
поведение своего ребенка.
Литература
1.
Генри Паренс; Перевод с англ.
Л. Г. Герциг, А. В. Решетникова. Выходные данные. М. : Изд. дом
"Форум" : ИНФРА-М, 1997.
Комментарии
Отправить комментарий