О ВАЖНОСТИ ПРАВИЛ
Правила четко обозначают
зону свободы ребенка, заботясь тем самым о его защищенности. В основе правил
лежит порядок, стремление соблюдать и поддерживать общепринятые нормы.
Часто бывает, что
правило вроде бы подразумевается по умолчанию, но не проговаривается вслух.
Чтобы к правилу можно было апеллировать, лучше проговорить его прямо.
Критерии «хороших»
правил
Каким же должно быть
правило или ограничение, чтобы оно становилось средством развития ребенка, а не
инструментом его подавления?
1. ТОТАЛЬНОЕ (КАСАЕТСЯ
ВСЕХ).
Лучше формулировать
правило таким образом, чтобы оно касалось не только самого ребенка. Правило
может формулироваться в максимально общей безличной форме, чтобы подчеркнуть,
что оно относится к любому человеку.
Неудачный вариант: «Я не разрешаю тебе
играть с ножницами».
Удачный вариант: «С ножницами не
играют».
2. ЭМОЦИОНАЛЬНО
НЕЙТРАЛЬНОЕ (НЕ СОПРОВОЖДАЕТСЯ НИКАКИМИ КОММЕНТАРИЯМИ ОТНОСИТЕЛЬНО РЕБЕНКА И ДЕЛАЕТСЯ
СПОКОЙНЫМ ТОНОМ).
Неудачный вариант: «Пока не научишься
рисовать аккуратно, будешь рисовать только в фартуке».
Удачный вариант: «Рисовать красками
можно только в фартуке».
3. ЧЕТКОЕ И ОДНОЗНАЧНОЕ.
Очень важно не допускать
неоднозначных формулировок. Например, в одной семье, где дочка очень неохотно
ела, родители ввели такое правило относительно обеда: «Если Ира хорошо поест
суп, она может не есть второе». Такое правило оставляет огромное пространство
для дискуссий: скажем, половина тарелки — это достаточно хорошо или нет?
Или вроде бы слова
понятные, но каждый из членов семьи трактует их по-своему. Скажем, под словами
«убраться в комнате» ребенок может подразумевать, что на полу ничего не
валяется. Но стоит открыть шкаф, как оттуда, словно лавина с гор, мощным
потоком стекают одежда, игрушки и прочие старательно рассованные по полкам
предметы. Во избежание подобных ситуаций имеет смысл заранее четко проговаривать, что подразумевается
под словами «навести порядок».
Наверное, одна из самых
неоднозначных формулировок — «хорошо себя вести». По той же причине лучше
избегать слов типа «постарайся».
4. ЗАДАЕТ МОДЕЛЬ
ЖЕЛАТЕЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ.
Важно, чтобы правило не просто что-то
запрещало, а направляло. Поэтому всегда лучше
формулировать правило в утвердительной форме и избегать отрицаний.
Например, если мы хотим
добиться от ребенка тишины в поликлинике, не обязательно говорить: «Здесь
нельзя кричать», лучше сказать: «Здесь разговаривают тихим голосом».
Как вводить правило
После того как удачная
формулировка найдена, встает вопрос о том, как можно ввести правило, если его
до сих пор в семье не было. Для этого можно предложить родителям такие
рекомендации
Вначале, необходимо
в спокойной и уважительной форме составить для ребенка правило, начиная со
слов: «У нас принято…» или «У нас в семье теперь будет
такое правило». Это должно звучать именно как правило, а не как
договор.
Например: «У нас принято
по субботам убирать квартиру», или «У нас принято тихо разговаривать, когда
кто-то работает за компьютером».
При этом необходимо, чтобы сами взрослые соблюдали эти правила. Если мама трудится за
ноутбуком, а бабушка рядом громко разговаривает по телефону, понятно, что
правило работать не будет.
Естественно, какие-то отдельные правила могут касаться
только детей. Это можно сразу заложить в формулировке, например: «В нашей
семье дети ложатся спать в девять часов».
Конечно, часто возникает
вопрос: с чего вдруг это правило должно появиться? Введение правила можно
приурочить к какому-то значимому событию: достижению ребенком определенного
возраста, переезду, поступлению в школу и т.п. Тогда оно отражает новые
возможности ребенка, то, что ребенок растет, становится большим.
Например: «Теперь,
когда ты пошел в школу, у нас будет такое правило». Кроме того, можно сказать
ребенку, что правило предназначено для разрешения часто возникающего
конфликта: «Мы с тобой в последнее время часто ссоримся из-за порядка в
комнате, и меня это очень расстраивает. Чтобы прекратить эти ссоры, у нас
теперь будет такое правило…»
Правила не нужно
многократно обсуждать. Достаточно одного объяснения, на все остальные вопросы
ребенка «Почему я должен это делать?» стоит отвечать «У нас такое правило», или предложить
ему вынести это на обсуждение на семейном совете (речь о котором пойдет чуть
позже).
Если ребенок
выражает недовольство правилом, также не нужно его уговаривать и переубеждать,
но крайне важно обсудить с
ребенком, что он может выбирать и что он сам решает в контексте этого правила. Например: «Ты
можешь сам решить, с чего ты начнешь уборку».
Любые обсуждения правил возможны только после того, как ребенок его
выполнил.
https://www.psychologos.ru/articles/view/pravila-dlya-rebenka-3-6-let-doshkolnik
https://www.psychologos.ru/articles/view/pravila-dlya-rebenka-3-6-let-doshkolnik
Комментарии
Отправить комментарий