К основному контенту

 

Как наладить контакт с ребенком

часть 1

По материалам книги Ю.Б. Гиппенрейтер «Чудеса активного слушания»

 

Трудности ребенка часто связаны со сферой чувств. В таких случаях, как отмечают психологи, важно взаимодействовать с ним с помощью «активного слушания». Что же это значит?

Когда ребенок расстроен, когда ему больно, он устал, обижен для него важно, что его слышат и переживают вместе с ним. Для этого лучше всего сказать про то, что по вашему мнению в данный момент чувствует ребенок, например:

«Я вижу, что ты расстроен….»,

«Ты огорчен и рассержен….»,

«Тебе обидно и больно…»

Что значит активно слушать ребенка? Возвращать ему в беседе то, что он вам поведал, при этом вы обозначаете его чувство. Давайте на примере посмотрим, как это делается.

Ребенок: А, он отнял у меня мою игрушку!

Вы: Я вижу, что ты огорчен и рассержен на него.

Ребенок: Я больше не хочу с ним играть!

Вы: Ты больше не хочешь с ним играть. Тебе не нравится, когда у тебя отнимают твою игрушку.

Когда вы сочувствуете, озвучиваете и возвращаете ребенку его переживания, тем самым вы транслируете, что понимаете внутреннюю ситуацию, готовы услышать о ней больше, и принять ее.

Если же ребенок слышит от вас следующее: «Ну ничего, поиграет и отдаст…», при кажущейся справедливости, в этом ответе есть недостаток – вы оставляете его наедине со своим переживанием. Такой фразой вы сообщаете ребенку, что его переживания не важны и не принимаются в расчет.

Слушая ребенка, важно проявлять готовность слушать его и услышать. Повернитесь к нему лицом, смотрите ему в глаза, находясь на одном с ним уровне. Ваше положение по отношению к нему и ваша поза – первые, самые сильные сигналы о том, насколько вы готовы его слушать и услышать.

Еще важный момент, беседуя с расстроенным ребенком, не задавайте ему вопросы «А что случилось», фраза, оформленная в вопрос, не отражает сочувствия. Желательно, чтобы ваш ответы звучали в утвердительной форме. На реплику ребенка: «Не буду больше играть с братом!», можно сказать: «Ты на него обиделся».

Также, не менее важно в беседе взрослому держать паузу. Она помогает ребенку разобраться в своих переживаниях, одновременно полнее почувствовать, что вы рядом.

В результате активного слушания у ребенка исчезает, или сильно ослабевает отрицательное переживание. Убедившись, что взрослый готов его слушать, он начинает рассказывать о себе все больше и сам учится активно слушать родителей.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

    «Я ТЕБЯ ПОНИМАЮ» -   ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ Любовь и понимание, интерес и внимание к потребностям ребенка, на этом строятся доверительные отношения между детьми и родителями. Предлагаем несколько игр для создания атмосферы принятия и понимания, развития навыков общения, активного слушания.         Игра «Правил нет» Родитель и ребёнок садятся рядом. Важно, чтоб родитель и ребёнок с помощью выражения: «Я думаю, что ты не любишь…, а я думаю, что ты не любишь..», говорили открыто   выражая свои чувства.       Игра «Правил нет» Родитель и ребёнок с помощью выражения: «Я люблю, когда ты…». Важно опереться на положительные характеристики, затронуть все сферы жизни - отношения, пристрастия в еде, увлечениях, черты характера.       Игра «Правил нет» «Я злюсь и раздражаюсь, когда ты…»       Игра «Комплименты» Участники по очереди гов...
  ЧЕМ ЗАНЯТЬ ПОДВИЖНОГО РЕБЕНКА   Подвижного, гиперактивного ребенка бесполезно усаживать, успокаивать. Таким детям надо дать возможность сбросить напряжение, «разрядиться». Подойдут любые подвижные игры и следующие задания. Игры-поиски Дайте ребенку задание отыскать предметы, которые соответствуют определенному признаку. §   Найди все деревянное в комнате. §   Дотронься до чего-то красного, стеклянного, живого, круглого, больше тебя, металлического. §   Перечисли всех животных, которые могут поместиться в ведро. Ребенок ищет как можно больше таких предметов либо перечисляет их. С топ-игры Дайте задание выполнять определенные действия до сигнала «стоп». §   Прыгать на гимнастическом мяче, пока вы не скажете «стоп». §   Изображать диких животных пока звучит музыка. §   Рисовать толстыми мелками или фломастерами на листе огромные линии, пока вы трижды не хлопните в ладоши.   Игры с правилами Организуйте люб...
  Как наладить контакт с ребенком часть 2 По материалам книги Ю.Б. Гиппенрейтер «Чудеса активного слушания»   Продолжаем разговор об эффективных техниках активного слушания. Вот дополнительные правила. Первое правило. Когда вы общаетесь с ребенком, важно быть максимально включенным в этот процесс, это значит находиться рядом с ним, быть с ним на одном уровне и -   смотреть друг другу в глаза. Ваше положение по отношению к нему, поза – первые и самые сильные невербальные сигналы, транслирующие ребенку насколько вы готовы его слушать и услышать. Второе правило. Если вы беседуете с расстроенным и огорченным ребенком, постарайтесь не задавать ему вопросы.   Желательно, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме. Например, на реплику ребенка «Не буду больше играть с ним!», не задавайте вопросы «А что случилось? Ты на него обиделся?», просто скажите: «Ты на него обиделся». Эта фраза сразу показывает, что родитель настроился на «эмоциональную волну» ребе...