Как
наладить контакт с ребенком
часть
1
По
материалам книги Ю.Б. Гиппенрейтер «Чудеса активного слушания»
Трудности
ребенка часто связаны со сферой чувств. В таких случаях, как отмечают
психологи, важно взаимодействовать с ним с помощью «активного слушания». Что же
это значит?
Когда
ребенок расстроен, когда ему больно, он устал, обижен для него важно, что его
слышат и переживают вместе с ним. Для этого лучше всего сказать про то, что по
вашему мнению в данный момент чувствует ребенок, например:
«Я
вижу, что ты расстроен….»,
«Ты
огорчен и рассержен….»,
«Тебе
обидно и больно…»
Что
значит активно слушать ребенка? Возвращать ему в беседе то, что он вам поведал,
при этом вы обозначаете его чувство. Давайте на примере посмотрим, как это
делается.
Ребенок: А,
он отнял у меня мою игрушку!
Вы: Я
вижу, что ты огорчен и рассержен на него.
Ребенок: Я
больше не хочу с ним играть!
Вы:
Ты больше не хочешь с ним играть. Тебе не нравится, когда у тебя отнимают твою
игрушку.
Когда
вы сочувствуете, озвучиваете и возвращаете ребенку его переживания, тем самым
вы транслируете, что понимаете внутреннюю ситуацию, готовы услышать о ней
больше, и принять ее.
Если
же ребенок слышит от вас следующее: «Ну ничего, поиграет и отдаст…», при
кажущейся справедливости, в этом ответе есть недостаток – вы оставляете его
наедине со своим переживанием. Такой фразой вы сообщаете ребенку, что его
переживания не важны и не принимаются в расчет.
Слушая
ребенка, важно проявлять готовность слушать его и услышать. Повернитесь к нему
лицом, смотрите ему в глаза, находясь на одном с ним уровне. Ваше положение по
отношению к нему и ваша поза – первые, самые сильные сигналы о том, насколько
вы готовы его слушать и услышать.
Еще
важный момент, беседуя с расстроенным ребенком, не задавайте ему вопросы «А что
случилось», фраза, оформленная в вопрос, не отражает сочувствия. Желательно,
чтобы ваш ответы звучали в утвердительной форме. На реплику ребенка: «Не буду
больше играть с братом!», можно сказать: «Ты на него обиделся».
Также,
не менее важно в беседе взрослому держать паузу. Она помогает ребенку
разобраться в своих переживаниях, одновременно полнее почувствовать, что вы
рядом.
В
результате активного слушания у ребенка исчезает, или сильно ослабевает отрицательное
переживание. Убедившись, что взрослый готов его слушать, он начинает рассказывать
о себе все больше и сам учится активно слушать родителей.
Комментарии
Отправить комментарий