К основному контенту

 

Как наладить контакт с ребенком

часть 1

По материалам книги Ю.Б. Гиппенрейтер «Чудеса активного слушания»

 

Трудности ребенка часто связаны со сферой чувств. В таких случаях, как отмечают психологи, важно взаимодействовать с ним с помощью «активного слушания». Что же это значит?

Когда ребенок расстроен, когда ему больно, он устал, обижен для него важно, что его слышат и переживают вместе с ним. Для этого лучше всего сказать про то, что по вашему мнению в данный момент чувствует ребенок, например:

«Я вижу, что ты расстроен….»,

«Ты огорчен и рассержен….»,

«Тебе обидно и больно…»

Что значит активно слушать ребенка? Возвращать ему в беседе то, что он вам поведал, при этом вы обозначаете его чувство. Давайте на примере посмотрим, как это делается.

Ребенок: А, он отнял у меня мою игрушку!

Вы: Я вижу, что ты огорчен и рассержен на него.

Ребенок: Я больше не хочу с ним играть!

Вы: Ты больше не хочешь с ним играть. Тебе не нравится, когда у тебя отнимают твою игрушку.

Когда вы сочувствуете, озвучиваете и возвращаете ребенку его переживания, тем самым вы транслируете, что понимаете внутреннюю ситуацию, готовы услышать о ней больше, и принять ее.

Если же ребенок слышит от вас следующее: «Ну ничего, поиграет и отдаст…», при кажущейся справедливости, в этом ответе есть недостаток – вы оставляете его наедине со своим переживанием. Такой фразой вы сообщаете ребенку, что его переживания не важны и не принимаются в расчет.

Слушая ребенка, важно проявлять готовность слушать его и услышать. Повернитесь к нему лицом, смотрите ему в глаза, находясь на одном с ним уровне. Ваше положение по отношению к нему и ваша поза – первые, самые сильные сигналы о том, насколько вы готовы его слушать и услышать.

Еще важный момент, беседуя с расстроенным ребенком, не задавайте ему вопросы «А что случилось», фраза, оформленная в вопрос, не отражает сочувствия. Желательно, чтобы ваш ответы звучали в утвердительной форме. На реплику ребенка: «Не буду больше играть с братом!», можно сказать: «Ты на него обиделся».

Также, не менее важно в беседе взрослому держать паузу. Она помогает ребенку разобраться в своих переживаниях, одновременно полнее почувствовать, что вы рядом.

В результате активного слушания у ребенка исчезает, или сильно ослабевает отрицательное переживание. Убедившись, что взрослый готов его слушать, он начинает рассказывать о себе все больше и сам учится активно слушать родителей.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

    «Я ТЕБЯ ПОНИМАЮ» -   ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ Любовь и понимание, интерес и внимание к потребностям ребенка, на этом строятся доверительные отношения между детьми и родителями. Предлагаем несколько игр для создания атмосферы принятия и понимания, развития навыков общения, активного слушания.         Игра «Правил нет» Родитель и ребёнок садятся рядом. Важно, чтоб родитель и ребёнок с помощью выражения: «Я думаю, что ты не любишь…, а я думаю, что ты не любишь..», говорили открыто   выражая свои чувства.       Игра «Правил нет» Родитель и ребёнок с помощью выражения: «Я люблю, когда ты…». Важно опереться на положительные характеристики, затронуть все сферы жизни - отношения, пристрастия в еде, увлечениях, черты характера.       Игра «Правил нет» «Я злюсь и раздражаюсь, когда ты…»       Игра «Комплименты» Участники по очереди говорят друг другу добрые, ласковые слова . В конце - «Спасибо, мне очень приятно».       Игра «Счастливый ребенок» Родите
                                            Использование арт-терапевтических методов и ее   элементов в инновационной деятельности в         детском саду № 202      Применение арт-терапевтических методов в процессе оказания психологической помощи детям имеет важное место в работе педагога-психолога, работающего в дошкольной образовательной организации. Дошкольники не всегда могут выразить словами свои эмоции, эмоциональные состояния. Как быть в этом случае? Можно выплеснуть их на лист бумаги, можно их вылепить из глины или пластилина, можно их спеть, станцевать и еще можно сделать много разных прекрасных вещей. Изобразительная деятельность в данном контексте является мощным терапевтическим фактором, способствующим и снятию эмоционального напряжения и отреагированию сложных переживаний и построению с ребенком коммуникации.  Такой важный инструмент коммуникации позволяет развивать взаимодействие со значимыми взрослыми и сверстниками, удовлетворяя потребности детей в общени